Методика обучения нотной грамоте и основам игры на фортепиано детей с 4 лет
АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА СВЕТЛАНЫ ПАВЛОВНЫ КОНЫГИНОЙ
Основные задачи программы:
- Обучить детей всему необходимому комплексу знаний, умений и навыков для игры на фортепиано.
- Дать начальные знания по музыкальной грамоте и научить сольфеджированию.
- Развить метро-ритмический слух
- Развить мелкую моторику и работу двух полушарий
- Развить интерес к нотной грамоте через игровую деятельность.
- Развить творческие способности.
- Развить память и внимание для дальнейшей автоматизации нотных знаков и соотношения их с клавиатурой.
- Развить музыкальное мышление, умение понимать содержание музыки, музыкальный язык.
- Развить навыки творческого подхода к музыке.
- Воспитать внимательность, активность, дисциплинированность, трудолюбие.
- Воспитать способность к усвоению правил.
- Воспитать музыкальный вкус.
ЦветоНоткино - это некая игра, набор заданий, поэтапно выстроенная система обучения в игровой форме, с частой сменой видов деятельности на занятии.
В программе предложено изучать параллельно сразу два направления в развитии музыкальных способностей. Это нотная грамота и одновременно ритмическое развитие.
Разработаны удобные в использовании и эффективные в применении наборы карточек для музыкальных игр.
Развивая одновременно через игру ритмических слух, память, внимание, работу правого и левого полушарий, по итогам мы видим, как дети после 2-3 занятий запоминают все нотки, их название и цвет, начинают исполнять короткие фразы на фортепиано, металлофоне или диатонических колокольчиках.
В основе лежит известный прием цветотоники. Каждая нота соответствует цвету радуги.
Это система знакомства с нотной грамотой, где каждой ноте отводится свой цвет по цветам радуги: До – красная, Ре – оранжевая, Ми – желтая, Фа – зелёная, Соль – голубая, Ля – синяя, Си – фиолетовая.
Основоположником цветомузыкального искусства считается русский композитор Александр Скрябин. Он верил, что музыку можно увидеть и каждую тональность окрашивал в свой цвет. Сочиняя свои произведения, Скрябин уподоблялся художнику, нанося мазки светящихся красок на музыкальное полотно. Во многих странах систему цветных нот используют для обучения детей музыки.
В программе «ЦветоНоткино» автор Светлана Коныгина предлагает для малышей еще более упрощенный вариант заучивания названия ноток.
В самом начале, чтобы запомнить названия нот (имена ноток) используются ассоциативные картинки, размещенные именно на нужно цветовом фоне.
Также к отличительным особенностям программы можно отнести тот факт, что сразу на начальном этапе цвет и ритм соединяются воедино.
Как же в последствии перейти от «цветных» нот к обычным? Совершенно спокойно. Поэтапно, применяя специальные игры и тренажеры.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что переход от цветной записи нот к обычной проходит очень легко, тоже в игровой форме и по специальному алгоритму.